Он подчеркнул, что право на реабилитацию будет реализовано в случае, если клиент банка прекратил проводить незаконные операции. По словам Анатолия Аксакова, процедура реабилитации должна быть максимально быстрой и простой - это в том числе позволит обеспечить доступ к полноценному банковскому обслуживанию для законопослушных малых и средних предприятий, у которых часто нет возможностей для юридической экспертизы и защиты своих прав.
Анатолий Аксаков отметил, что предлагаемые изменения в 115-ФЗ должны решить проблемы многих в целом добросовестных клиентов, попадающих после первого отказа в обслуживании в специальную базу данных, которая воспринимается банками как "черный список" клиентов.
В настоящее время банки имеют право, согласно 115-ФЗ, отказать в проведении операции или открытии договора, а также расторгнуть ранее заключенный договор, если клиент совершает операции, имеющие запутанный или необычный характер, свидетельствующий об отсутствии экономического смысла или очевидной законной цели. В закон 115-ФЗ включен механизм информирования всех кредитных организаций о подобных решениях, принимаемых в отношении недобросовестных клиентов. Информация о таких отказах в обслуживании поступает в Росфинмониторинг и далее через Банк России передается кредитным организациям.
Банк России уже доводил до сведения банков, что информация о предыдущих отказах клиентам в обслуживании не является самостоятельным основанием для принятия другими кредитными организациями аналогичного решения, напомнил парламентарий.
По мнению Анатолия Аксакова, для решения проблемы доступности финансовых услуг банкам необходимо скорректировать и постоянно совершенствовать свои процедуры и программные продукты, особенно в части использования автоматизированных систем для выявления недобросовестного поведения клиентов.