Он отметил, что в июле 2016 года Базельский комитет выпустил обновленные правила для секьюритизации, в которые включены альтернативные требования к капиталу для сделок простой, прозрачной и сопоставимой секьюритизации (ППС-секьюритизация). С 1 января 2018 года они должны быть внедрены на национальном уровне. Это означает, что Банк России совместно с профессиональным сообществом до конца года должен внести значительные нормативные изменения в действующее пруденциальное регулирование.
Внедрение стандартов ППС-секьюритизации позволит уточнить методику оценки рисков и коэффициенты взвешивания для траншей секьюритизации, что снизит давление на капитал банков.
Олег Иванов сообщил, что создание стандартов ППС - секьюритизации идет в рамках совместного комитета Ассоциации «Россия» и Национальной фондовой Ассоциации.
«Год назад 16 обновленных правил Базельского комитета были переведены комитетом на русский язык, и мы посмотрели них сквозь призму действующего российского законодательства, как эти стандарты уже имплементированы в российское регулирование на уровне закона и на уровне нормативных документов ЦБ», - рассказал Олег Иванов.
Шестнадцать критериев делятся на три группы - первая, самая большая, касается типа активов, вторая группа из шести критериев посвящена структуре сделки, и два критерия касаются лиц, несущих фидуциарную ответственность. По словам Олега Иванова, в сделках секьюритизации к участникам с фидуциарной ответственностью могут быть отнесены обслуживающие компании, специализированные депозитарии, а также банки, в которых будет открыт залоговый счет.
Он отметил, что критерии стандартов реализованы в законе об ипотечных ценных бумагах и законе о рынке ценных бумаг, в части, посвященной специализированным финансовым обществам.
«Мы видим, что у нас шесть критериев в части ипотечной секьюритизации полностью реализованы в законе об ипотечных ценных бумагах», - пояснил Олег Иванов. Остальные критерии частично реализованы на уровне законов и нормативных актов ЦБ.
Не реализованы в законодательстве два новых критерия, связанные с фидуциарной ответственностью - критерии кредитного качества активов и критерий гранулирования пула.
«Если говорить о неипотечных сделках, то в законе о неипотечной секьюритизации критерии ППС-секьюритизации явно не имплементированы, что с нашей точки зрения существенно увеличивает потребность в разработке базовых стандартов на уровне профессиональных банковских объединений», - рассказал Олег Иванов.
«Предварительные расчеты показывают, для типичной структуры, которая используется в российских сделках, можно добиться значения коэффициента риска на уровне 10-15 % для старшего транша ППС-секьюритизации. Т. е мы получим коэффициенты для облигаций даже лучшие, чем есть сейчас для банковских облигаций», - сообщил он.