Участники дискуссии отметили, что одним из ключевых положений законопроекта был вопрос солидарной и раздельной ответственности кредиторов. В первом чтении обязательства кредиторов были солидарны, то есть члены синдиката должны были исполнять обязанности за того, кто не исполнил своих обязательств, что делало закон неработающим. В текущем варианте обязательства кредиторов раздельны, то есть выходящий из синдиката кредитор самостоятельно осуществляет права и обязанности в отношении заемщика в размере своей доли в кредите.
Вопрос регистрации управляющего залогом в различных реестрах является важным для развития вторичного рынка синдицированного кредитования. Законопроект предлагает модель, при которой в реестре регистрируется управляющий залогом, плюс кредиторы-залогодержатели, если это предусмотрено договором. Но все эти действия должны быть осуществимы через управляющих залогом.
Еще одно важное положение законопроекта - к межкредиторскому соглашению не применимы положения о договоре товарищества, и оно основано на существующей концепции соглашения между кредиторами.
Также в законопроекте ко второму чтению расширен круг вопросов, принимаемых по решению большинства, введена обязательность решения большинства для всех кредиторов и кредитного агента, предусмотрен одновременный переход прав и обязанностей по всем связанным договорам, упрощены формальности в части уведомления об уступке.
Еще один важный блок изменений касается прав кредиторов в процедуре банкротства должника по договору синдицированного кредита.
В законопроекте второго чтения основные изменения в процедуре банкротства должника предполагают:
- предоставление кредиторам возможности осуществлять права в деле о банкротстве должника самостоятельно или через агентов;
- регулирование механизма осуществления прав кредиторов через кредитного агента и/или управляющего залогом;
- устранение правовой неопределенности в связи с использованием специальных счетов кредитного агента и управляющего залогом (кредитный агент или управляющий залогом открывают в банке отдельный номинальный счет, бенефициарами которого являются все участники синдиката, действующие через такого агента);
- возможность обратиться с заявлением о признании должника банкротом по упрощенной процедуре для всех участников синдиката.
После обсуждения текущей версии законопроекта участники совещания согласились с тем, что представленный вариант документа отражает лучшую мировую практику синдицированного кредитования и учитывает российское гражданское право.
«В июне этого года закон о синдицированном кредитовании был принят в первом чтении, три месяца ведущие банки и юридические фирмы работали над поправками по изменению закона ко второму чтению. В начале работы у нас были разные позиции, но за 3 месяца мы выработали общий взгляд рынка на то, как должен выглядеть идеальный закон о синдицированном кредите в российском праве», - отметил вице-президент Ассоциации «Россия» Олег Иванов, подводя итоги совещания.
В ближайшее время законопроект о синдицированном кредитовании будет обсуждаться на площадке комитета Госдумы по финансовому рынку.