По словам Александра Мурычева, «последние месяцы экономисты спорят о терминах – достигла экономика России дна или нет, находимся мы ещё в рецессии или уже в стагнации. Статистические данные дают возможность для любой интерпретации. Если использовать оценки бизнеса – индекс деловой среды РСПП - то выход из рецессии состоялся, но это пока еще не рост, а постепенное приближение к нулевым темпам».
Сложившаяся в экономике ситуация во многом соответствует тезису о переходе к новой экономической реальности, отметил Александр Мурычев. По его мнению, спрос на товары и услуги не выполняет стимулирующую функцию - темпы восстановления спроса очевидно недостаточны для того, чтобы он стал «локомотивом» для экономического развития. Снизилась озабоченность бизнеса ситуацией на валютном рынке (стабильность курса для многих компаний важнее девальвационного эффекта) и недоступностью заемных средств, но одновременно выросла доля компаний, которые сталкиваются с нехваткой оборотных средств и неплатежами со стороны контрагентов. Приходится согласиться с Минэкономразвития России, что в таких условиях в ближайшие годы в России невозможны высокие темпы роста, не говоря возможности реализовать на практике озвученный на G20 тезис, что инновации являются ключевым фактором долгосрочного роста.
Реакция бизнеса на ситуацию в экономике предсказуема, отмечает Александр Мурычев. Компании продолжают «резать косты» на потребляемые услуги, сырье и комплектующие, отчасти персонал, хотя здесь в первую очередь подразумевается сокращение найма. Проблемы с неплатежами сохраняют актуальность требования авансов с покупателей, тогда как повышение цен на продукцию в условиях слабого спроса популярностью уже не пользуется. Позитивный момент – наиболее активные компании увеличивают инвестпрограммы, осваивают новую продукцию, выходят на внешние рынки. Их немного, но именно они могут стать основой для экономического рывка. Для этого нужна поддержка со стороны органов власти.
Причем, отметил Александр Мурычев, поддержка нужна не только финансовая, тем более что её получение маловероятно. Нужна поддержка с точки зрения политики экономического развития. Например, по мнению Александра Мурычева, низкие темпы инфляции не должны быть самоцелью. Важнее, во-первых, качество, во-вторых – темпы экономического роста. По его мнению, надо идти на удешевление кредитного ресурса и решительно снижать ключевую ставку. Нельзя сосредотачиваться только на поиске фискальных решений. Нужен качественно новый уровень взаимодействия бизнеса и власти даже в кризисный период.