О деятельности Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка

15/07/17 00:22
В статье рассматриваются проблемы формирования и развития системы профессиональных квалификаций финансового рынка – исследование этой темы было начато в прошлом году (см. Финансовый журнал № 2, 2016 г.). Раскрыты вопросы, связанные с основными направлениями многоаспектной деятельности в 2016 г. Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка, функции и полномочия которого осуществляет Ассоциация участников финансового рынка «Совет по развитию профессиональных квалификаций».

Ключевые слова:
квалификация, профессиональный стандарт, оценка квалификаций, профессиональное образование, сфера финансов, финансовый рынок

Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка (далее СПК финансового рынка), как и другие 27 профильных (отраслевых) советов, является ключевым звеном в организационной структуре развивающейся Национальной системы квалификаций, направленной на повышение качества трудовых ресурсов, оптимизацию трудовых процессов, усиление взаимодействия сфер труда и профессионального образования в целях достижения требуемого уровня подготовки выпускников и конкурентоспособности работников на рынке труда [1].
СПК финансового рынка состоит в настоящее время из 30 членов, включающих в том числе представителей органов государственного регулирования финансового рынка – Минфина России, Федерального казначейства, Центрального Банка Российской Федерации. Ассоциация участников финансового рынка существенно увеличила за год число своих членов, которых теперь насчитывается 98. В состав Ассоциации входят представители практически всех групп участников финансового рынка[1].
За прошедший год СПК финансового рынка, Ассоциацией была проведена существенная работа по всем основным направлениям, уточнена организационная структура, накоплен определенный опыт по новым, по сути, аспектам деятельности, появились как их более глубокое понимание, так и одновременно ряд проблем, требующих решения.
В настоящее время в Совете созданы и функционируют восемь комиссий по следующим видам профессиональной деятельности:
 – комиссия по профессиональным квалификациям в области управления рисками (риск-менеджмента);
 – комиссия по профессиональным квалификациям в области бухгалтерского учета;
 – комиссия по профессиональным квалификациям в области банковской деятельности;
 – комиссия по профессиональным квалификациям в области внутреннего контроля и внутреннего аудита;
 – комиссия по профессиональным квалификациям в области оценочной деятельности;
 – комиссия по профессиональным квалификациям в сфере социального страхования;
 – комиссия по профессиональным квалификациям на рынке ценных бумаг;
 – комиссия по профессиональным квалификациям специалистов страхового рынка.

Названные комиссии являются важными рабочими органами СПК финансового рынка, сформированы для реализации его полномочий в сегментах профессиональной деятельности и выполняют соответствующие функции в конкретных областях и видах финансовой деятельности, по профильным профстандартам[2]. В Совете также созданы постоянно действующие органы – Центр аттестации по отбору организаций для проведения независимой оценки квалификаций, Центр экспертизы и актуализации профессиональных и образовательных стандартов, Аккредитационный совет.
Проанализируем далее основные направления деятельности СПК финансового рынка, Ассоциации, предварив или сопроводив их анализом ряда научно-теоретических и практических положений.
Проведенный мониторинг перспективных, новых, востребованных в финансовом секторе страны профессий позволил включить в соответствующий справочник[3] и описать более 30 их наименований, по большинству из которых утверждены профстандарты. Среди них: аудитор, бухгалтер, специалист казначейства банка, специалист по финансовому консультированию, специалист по платежным системам, специалист по работе с залогами, специалист по ипотечному кредитованию, специалист по кредитному брокериджу, специалист по финансовому мониторингу, специалист по страхованию и т.д.
Необходимость этой работы существенно возросла в связи с внесениями изменений в законодательство о занятости населения[4]. С 2017 г. введена новая статья, в которой установлено, что государственный информационный ресурс «Справочник профессий» (далее – справочник профессий) является базовым государственным информационным ресурсом, который содержит информацию о востребованных на рынке труда, перспективных и новых профессиях и размещается в федеральной государственной информационной системе «Единая система нормативной справочной информации». Актуализация справочника профессий должна осуществляться ежегодно. При этом деление профессий в справочнике носит в определенной мере условный характер, поскольку в перспективе, по мере развития финансового рынка, финансовой сферы в целом они могут как интегрироваться, сопрягаться, так и разделяться, что, естественно, вызовет соответствующую актуализацию профстандартов с учетом изменившегося разделения труда. Информация о профессиях может применяться различными пользователями, в том числе работодателями и иными заинтересованными лицами при формировании предложений по разработке и актуализации профстандартов.
Применение справочника профессий позволит также формировать предложения по разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования и образовательных программ. Это будет способствовать обеспечению потребности экономики в квалифицированных работниках, в том числе, по имеющимся прогнозам, за счет:
– сокращения сроков повышения квалификации и переподготовки кадров не менее чем на 10 % при более точном запросе к системе образования, что позволит снизить расходы работодателей и бюджетов всех уровней на данные цели в среднем на 3,5 млрд руб. ежегодно;
– снижения потерь рабочего времени и сокращения периода адаптации на новом рабочем месте при трудоустройстве, перемещении внутри организации, при освоении новой работы (в среднем этот период оценивается в два месяца) – до одного месяца.

С учетом указанного ожидаемый эффект сокращения издержек работодателей составит до 1,7 млрд руб.
Применение справочника профессий за счет обеспечения правильного выбора профессии и оптимального построения карьеры гражданами также будет способствовать снижению расходов бюджетов всех уровней на социальные пособия по безработице и нуждаемости.
Переходя к деятельности СПК финансового рынка по разработке и актуализации профстандартов, отметим, что в настоящее время Минтрудом России утверждено в установленном порядке 30 профильных профессиональных стандартов. Кроме перечисленных выше назовем такие профстандарты, как «Специалист по факторинговым операциям», «Специалист рынка ценных бумаг», «Специалист по внутреннему контролю», «Специалист по организации назначения и выплаты пенсии», «Специалист по организации и установлению выплат социального характера», «Специалист по работке с просроченной задолженностью» и др.
В стадии утверждения Минтрудом России находятся следующие профстандарты: «Актуарий (специалист по актуарной деятельности)», «Специалист в области лизинга», «Специалист по операциям с драгоценными металлами», «Специалист по потребительскому кредитованию», «Специалист по платежным услугам», «Специалист операций на межбанковском рынке», «Специалист дистанционного банковского обслуживания», «Специалист по управлению проектами государственно-частного партнерства». Дорабатываются по результатам профессионально-общественных обсуждений профстандарты «Специалист по банковскому делу», «Специалист по автоматизированным банковским системам», «Специалист по форекс-брокериджу», «Специалист по экономической безопасности».
И, наконец, в стадии разработки находятся такие профстандарты, как: «Консультант по налогам и сборам», «Специалист по представлению коммерческих, корпоративных интересов и взаимодействию с органами государственной и муниципальной власти (представитель коммерческих интересов, лоббист)», «Финансовый управляющий». Кроме того, под эгидой СПК финансового рынка осуществляется разработка ряда проектов профстандартов, по видам профессиональной деятельности которых отсутствуют советы: «Маркетолог», «Специалист по управлению процессами», «Специалист в области охранной деятельности», «Специалист в области детективной деятельности», «Предприниматель». В данном случае СПК финансового рынка, созданный изначально на базе РСПП, выступает в качестве своего рода «инкубатора».
Возвращаясь к проблеме разделения труда, отметим, что в принятых и разрабатываемых профстандартах имеют место такие формы его проявления, как универсализация, дифференциация и диверсификация, что обусловлено спецификой видов профессиональной деятельности на финансовом рынке.
Целесообразно выделить проблему актуализации принятых профстандартов[5]. Поскольку этот вопрос достаточно подробно освещен в [2], ограничимся следующим. При актуализации надо учитывать, во-первых, изменения нормативно-правовых условий функционирования видов профессиональной деятельности, тенденций развития финансового рынка, финансовых продуктов, инструментов, услуг, технологий, подготовки системой образования кадров финансово-экономического профиля и, во-вторых, опыт применения профстандартов в кадровом менеджменте и разработки на их основе образовательных стандартов и программ. Исходя из этого выделяют формальные и содержательные причины, определяющие необходимость внесения соответствующих изменений в действующие профстандарты. Так, например, содержательными причинами являются новые требования к профессиям, вызванные изменением разделения труда, набора трудовых функций, выполняемых работником, а также появление принципиально новых предметов деятельности (как объективной основы формирования новых профессий) из-за появления новых продуктов, услуг.

Безусловно, разработка профстандарта не самоцель, он представляет собой многофункциональный документ, предназначенный для практического применения в сфере труда, занятости, профессионального образования, при независимой оценке квалификации.
В аспекте применения профстандартов рассмотрим далее такое значимое направление деятельности СПК финансового рынка, как определение, описание и утверждение наименований квалификаций, подлежащих независимой оценке. Необходимость этого вызвана тем, что в содержании профстандартов перечень квалификаций, подлежащих оценке, в явном виде отсутствует.
Не останавливаясь подробно на понятийно-терминологическом аппарате, опираясь на современные публикации по этому вопросу, в частности [3; 4], считаем целесообразным еще раз кратко раскрыть ключевое понятие «квалификация». Проведенное НИУ ВШЭ исследование, доклад об основных результатах которого был представлен в декабре 2016 г. на Втором Всероссийском форуме «Национальная система квалификаций России»[6], показало, что содержание понятия квалификации различается между странами, а в ряде стран его правовое определение отсутствует.
В нашей стране имеют место два правовых определения. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» под квалификацией понимается уровень знаний, умений и навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности (квалификация «по образованию»), а в Трудовом кодексе Российской Федерации квалификация работника трактуется как уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы (квалификация «по труду»). Кроме того, при независимой оценке квалификации понятие квалификации, на соответствие которой требованиям профстандарта и проводится эта процедура, используется несколько в другом аспекте («оценочная» квалификация).
Содержание трех приведенных подходов к квалификации, цели ее применения, наименования могут различаться, однако общим в них остается (с точки зрения сферы труда) разделение труда в различных его проявлениях, а также то, что одной из граней квалификации, ее деятельностным проявлением выступает профессиональная компетенция как способность применения знаний, умений, навыков, личностных качеств и опыта в профессиональной деятельности [5]. Поэтому, как отмечается в резолюции Второго Всероссийского форума «Национальная система квалификаций России», необходимо проведение работы по обеспечению преемственности процедур независимой оценки квалификации и присвоения профессиональных квалификаций выпускникам образовательных организаций – потенциальным работникам, уточнению статуса и взаимосвязи академических и профессиональных квалификаций, гармонизации терминологического аппарата сферы труда и сферы профессионального образования в части управления профессиями и квалификациями[7].
СПК финансового рынка на основе 23 утвержденных профстандартов определены и описаны 58 наименований «оценочных» квалификаций. Перечислим некоторые из них: кредитный брокер, 7 уровень квалификации; финансовый консультант, 7 уровень; младший финансовый консультант, 6 уровень; специалист по платежным системам, 6 уровень; специалист (тьютор) по финансовому просвещению, 7 уровень; специалист по микрофинансовым операциям, 5 уровень; менеджер по продажам страховых продуктов, 6 уровень. Можно также назвать несколько наименований профессиональных квалификаций различных уровней оценщиков (оценщик объектов различной категории сложности, кадастровый оценщик, оценщик интеллектуальной собственности, эксперт-оценщик и т. д.), а также бухгалтеров (бухгалтер организации государственного сектора, бухгалтер финансовой организации) и главных бухгалтеров (12 наименований квалификаций).
Все наименования квалификаций утверждены Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям. Уровни квалификации соответствуют требованиям, установленным Минтрудом России[8]. При этом считаем нужным обратить внимание на следующее. Принятые показатели (дескрипторы) уровней квалификации – полномочия и ответственность, характер умений, характер знаний – связаны с классом (типом) решаемых задач и в целом с самим трудом, трудовой деятельностью работника как таковой с различных сторон и в различных ее проявлениях.
В то же время, исходя из содержания профстандартов, показателей уровней квалификации, не просматривается их привязка к таким важным составным частям трудовых отношений, как система оплаты труда и тарификация.
Заметим, что в Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов[9] было определено, что профстандарты применяются работодателями, в том числе при тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда. Однако после введения в Трудовой кодекс статьи 195.3 «Порядок применения профессиональных стандартов»[10], где о тарификации и системах оплаты труда вообще не упоминается, из новой редакции вышеуказанного постановления Правительства РФ все вопросы, связанные с применением профстандартов, были исключены.

Поэтому и с научной, и с практической точек зрения для более глубокого понимания этой проблемы, поиска подходов к возможному уточнению показателей уровней квалификации целесообразно в дальнейшем провести комплексный анализ различных видов труда на финансовом рынке, в финансовой сфере в целях их сопоставления с девятью установленными Минтрудом России уровнями квалификации и последующего отражения выявленных особенностей в разделе «Другие характеристики» при описании обобщенных трудовых функций (трудовых функций) в профстандарте. Речь идет о труде простом и сложном (сложность труда определяется как квалификация работ), абстрактном и конкретном, квалифицированном, интеллектуальном, умственном, в том числе административном как специальном виде умственного труда, назначением которого является непосредственное управление действиями работников в процессе их трудовой деятельности [6].

Естественно, что на разных уровнях квалификации эти виды труда имеют различный удельный вес. Так, например, на 8 и 9 уровнях квалификации трудовая деятельность является прежде всего интеллектуальной, технологически насыщенной, состоящей в основном в осмысливании и продуцировании сложнейшей управленческой и иной информации. Важно подчеркнуть, что на разных уровнях квалификации проявление трудовой деятельности в различных секторах экономики имеет свою специфику, в том числе и в финансовой сфере, на финансовом рынке.
В 2016 г. СПК финансового рынка в рамках апробационного периода разработал внутреннюю нормативную базу для реализации независимой оценки квалификации специалистов финансового рынка. В дополнение к типовым положениям Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям принят ряд документов, необходимых для проведения процедуры независимой оценки квалификаций, а также прошедшие валидацию 46 комплектов оценочных средств на базе утвержденных наименований квалификаций.
В рамках пилотного проекта начали работу 11 центров оценки квалификаций специалистов по бухгалтерскому учету, оценочной деятельности, управлению рисками, внутреннему контролю, в области банковского дела. Независимую оценку прошло более 300 соискателей, подтвердивших свою квалификацию в ходе профессиональных экзаменов, смоделированных под реальную ситуацию.
Важнейшим направлением практического применения профстандартов стал их учет в системе профессионального образования и обучения, характеризующий ее восприимчивость к сигналам со стороны рынка труда и регулирующий степень ее «погружения» в сферу труда. Здесь важно было определить совместные приоритеты и зоны ответственности с учетом того, что роль этих сигналов выполняют профстандарты, которые могут меняться быстрее, чем образовательные стандарты [7].
Считаем также необходимым обратить внимание на следующую проблему. В новой редакции Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации» указано, что справочник профессий может применяться при обеспечении непрерывной и сбалансированной подготовки кадров, в том числе их опережающей подготовки. Правовое толкование термина «подготовка» дается в Трудовом кодексе Российской Федерации (ст. 196): «…подготовка работников (профессиональное образование и обучение)…». Что же касается термина «опережающая подготовка» то, поскольку он трактуется далеко неоднозначно, опираясь на проведенные исследования, выделим три подхода.

  1. Содержание и характер профессионального образования должны соответствовать требованиям техники и технологиям, пока еще не существующим, но уже просматриваемым в возможностях реального внедрения. Данный подход можно определить как преимущественно прогностически-технократический, направленный на достижение максимума профессиональной активности работника.
  2. Количество работников высококвалифицированного труда должно опережать существующий спрос экономики в кадрах подобной квалификации в целях формирования образовательно-профессионального потенциала, способного «развернуться» в будущем и при иных условиях. Данный подход можно определить как экономически ориентированный, направленный на максимизацию экономической «отдачи» профессионального потенциала общества.
  3. Развитие все более качественных профессиональных знаний и умений, компетенций должно происходить в целях повышения стоимости рабочей силы и развивающихся способностей работников как своеобразного человеческого «капитала» данного общества, способного давать высокие дивиденды индивидуального и общественного характера в течение длительного времени. Подобный подход можно определить как преимущественно личностный, экономически детерминированный.

Конечно, эти подходы в определенной мере переплетаются между собой, но тем не менее имеют и самостоятельный характер [8].
Сегодня, в условиях рыночной экономики, единичный, конкретный работодатель в большей мере заинтересован в наличии у работника компетенций для профессионального выполнения конкретного (но не обязательно узкого) вида работ, что предполагает достаточно узкую профессиональную ориентацию самого образования. Но наряду с этим в рамках инновационной экономики ускоряющимися темпами обновляются технологии производства, его организация. Соответственно, быстро меняется содержание труда всех категорий работников, при этом общей тенденцией становятся его возрастающая интеллектуализация, инновационный характер, индивидуальная и коллективная ответственность работников за результаты своей деятельности. Эти обстоятельства выдвигают в первую очередь требования подготовки работника более широкого профессионального профиля, не замыкающегося на узком круге конкретных видов труда.

Отсюда можно выделить два основных противоречия. Во-первых, между требованиями многих работодателей к профессионально-специализированной подготовке работника и необходимостью формирования у обучаемого достаточно широкого профессионального профиля, базирующегося на его личностных свойствах и качествах. Во-вторых, между высоким уровнем социальной защищенности работника как высококвалифицированного исполнителя, но только в данных, сложившихся условиях производства, и стратегической его защищенностью как профессионала широкого профиля, способного к быстрой адаптации в новых условиях деятельности. Разрешить эти противоречия можно, лишь выходя на системное решение проблемы, для чего необходима постоянная и заинтересованная совместная работа сферы труда и сферы профессионального образования в лице субъектов этого взаимодействия [9; 10].

Исходя из этого было подписано Соглашение о формировании и поддержке функционирования системы профессиональных квалификаций в сфере финансового рынка между СПК финансового рынка и Федеральным учебно-методическим объединением «Экономика и управление» (ФУМО).

В рамках Соглашения достигнута договоренность об оказании взаимного содействия по следующим направлениям:
– формирование отраслевой рамки квалификаций, описание видов профессиональной деятельности;
– определение потребности в формировании новых и актуализации утвержденных профессиональных стандартов в сфере финансового рынка;
– определение потребностей сферы финансового рынка в профессиональном образовании и обучении;
– формирование позиции по сопряжению профессиональных стандартов в сфере финансового рынка и федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования;
– определение потребности в актуализации перечня направлений подготовки и специальностей высшего образования, формировании и актуализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) высшего образования по направлениям подготовки, связанным с финансовым рынком, и примерных основных образовательных программ профессионального образования;
– экспертиза и оценка основных профессиональных образовательных программ профессионального образования, в том числе в рамках процедуры профессионально-общественной аккредитации (ПОА).

Аналогичное соглашение подписано с профильным ФУМО среднего профессионального образования.
На рассмотрение и согласование СПК финансового рынка от ФУМО представлено 13 проектов ФГОС по направлениям «Экономика» (бакалавриат), «Экономика» (магистратура), «Финансы и кредит» (магистратура), «Государственный аудит» (магистратура) и т.д.
СПК финансового рынка в лице Ассоциации участников финансового рынка включен в качестве аккредитующей организации в Национальный реестр профессионально-общественной аккредитации (http:nspk.ru).
В установленном порядке была проведена ПОА образовательных программ трех ведущих вузов страны:
– Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации: «Страховой бизнес» (магистратура); «Управление рисками компаний, страхование и экономическая безопасность» (магистратура); «Оценка бизнеса и корпоративные финансы» (магистратура); «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» (среднее профессиональное образование;
– Санкт-Петербургский государственный экономический университет: «Оценка бизнеса» (магистратура); «Ценные бумаги и производные финансовые инструменты» (магистратура);
– РАНХиГС: «Фондовые рынки и технологии» (бакалавриат); «Учет, анализ и аудит» (бакалавриат); «Финансы и кредит» (бакалавриат); «Банки, финансы, инвестиции» (магистратура); «Финансы: учет, анализ, аудит» (высшее образование – магистратура).

Для проведения ПОА было подготовлено 42 эксперта по специальной программе, учитывающей несколько различные подходы к оценке программ ФУМО и СПК и направленной в том числе на снятие возникающих противоречий, достижение договоренностей.
Кроме названной программы СПК финансового рынка совместно с Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации принял участие в разработке программ дополнительного профессионального образования, учитывающих требования профстандартов. В их числе – 13 программ повышения квалификации (в частности, для эксперта по независимой оценке квалификаций специалистов финансового рынка) и четыре программы профессиональной переподготовки. Потребность в разработке этих программ была выявлена на основе мониторинга рыка труда в финансовой сфере.
На созданном сайте Совета (Ассоциации) – www.asprof.ru – осуществляется информационное сопровождение деятельности, отражающее все вопросы его функционирования.
Завершая анализ деятельности СПК финансового рынка за прошедший период, важно иметь в виду произошедшие изменения нормативно-правовой базы.        Так, Федеральным законом «О независимой оценке квалификации»[11], вступившим в силу с 1 января 2017 г. и направленным в т. ч. на реализацию применения профстандартов, в ст. 7 определены основные положения, связанные с деятельностью советов по профессиональным квалификациям. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 9 указанного закона Минтруд России издал соответствующий приказ[12], утверждающий примерное Положение об СПК, на основе которого разрабатываются положения о конкретных советах.
В примерном Положении уточнены и конкретизированы прежние функции СПК, а также добавлены новые. Речь идет о системной последовательной деятельности по организации независимой оценки квалификации, а также о мониторинге рынка труда и обеспечении его потребностей в квалификациях и профессиональном образовании, разработке и актуализации профстандартов, проведении экспертизы (заметим, что в прежнем Положении об СПК этого термина не было) ФГОС профессионального образования, примерных основных профессиональных образовательных программ и их проектов, оценка их соответствия профстандартам, организация профессионально-общественной аккредитации образовательных программ всех уровней и видов.
СПК финансового рынка, работая с опережением, реализовывал многие из этих функций уже в 2016 г., что было показано выше. Одновременно на основе Федерального закона «О независимой оценке квалификации», Указа Президента Российской Федерации от 18 декабря 2016 г. № 676 деятельность СПК финансового рынка уточняется с учетом новых приказов Минтруда России в области оценки квалификаций. Так, принятые наименования квалификаций и требования к ним, на соответствие которым проводится оценка, должны быть утверждены и внесены в соответствующий реестр Национальным агентством развития квалификаций в установленном порядке[13]. Что касается оценочных средств по соответствующим квалификациям, то их утверждение законодательством отнесено к полномочиям советов по профессиональным квалификациям.

Заключение

Деятельность Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка, Ассоциации в 2016 г. была направлена на формирование единого пространства профильных квалификаций, снижение диспропорций между квалификациями и их уровнями, требуемыми работодателями и имеющимися у работников финансовой сферы, поиск на этой основе подходов к оптимизации бюджетных расходов на финансово-экономическое образование.
Обратим внимание на некоторые проблемы.
Об одной из них авторы уже писали ранее [1], она же прозвучала и на Втором Всероссийском форуме «Национальная система квалификаций России». Речь идет о том, что в соответствии с действующим порядком[14] уже разработанный и представленный в Минтруд России проект профстандарта направляется им в соответствующий профильный федеральный орган исполнительной власти. Затем в течение 15 календарных дней со дня поступления проекта профстандарта ФОИВ направляет в Минтруд России свои замечания и предложения. Иными словами, «на входе», т. е. в самом начале разработки профстандарта, а именно при определении его названия и вида профессиональной деятельности, профильный федеральный орган официально не участвует в стратегии формирования этого документа.
Говоря о справочнике профессий, следует подчеркнуть следующее важное методологическое положение. Нужно договариваться о минимально допустимом уровне разделения труда, ниже которого в справочнике не должно быть наименований профессий. Иначе мы можем «снизить» уровень и требования к образованию, в котором в соответствии с законодательством за основу берутся профстандарты, отражающие профессии. Естественно, что должна учитываться специфика финансовой сферы и особенности высшего и среднего профессионального финансово-экономического образования, классы и типы решаемых задач, адекватных соответствующим уровням квалификации.

Исходя из принятого Федерального закона «О независимой оценке квалификации», эту оценку предполагается рассматривать: 1) как функцию, аргументом которой (т. е. предметом, ее обуславливающим) является сам профстандарт, поскольку речь идет о подтверждении соответствия квалификации соискателя требованиям именно профстандарта; 2) как процесс сопоставления с тем или иным объектом значений такой функции (квалификацией); 3) как процесс соотнесения хода или результата деятельности с эталоном, которым является профстандарт и его требования к квалификации; 4) как результат процесса (т. е. значение функции), подтверждающий (или не подтверждающий) квалификацию работника. При таком подходе становится более четким понимание сути независимой оценки квалификации и путей ее дальнейшего развития.

Библиография

  1. Моисеев А. В., Маштакеева Д. К., Новиков П. Н. Формирование и развитие системы профессиональных квалификаций финансового рынка // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2016. № 2.
  2. Смирнова Ю. В., Новиков П. Н. Об актуализации профессиональных стандартов для проведения независимой оценки квалификации // Проблемы современной науки и образования. 2016. № 31 (73).
  3. Формирование системы профессиональных квалификаций: словарно-справочное пособие. М.: Перо, 2016.
  4. Новиков П. Н., Новикова Т. Р. Профессиональные стандарты финансовой деятельности – понятийный аппарат // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 31.
  5. Есенина Е. Ю. Понятийная основа современного профессионального образования / Под общей ред. д. п. н., проф. В. И. Блинова. М.: Перо, 2015.
  6. Экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. 2-е изд. М.: Институт новой экономики, 2008.
  7. Шохин А. Н. Национальная система квалификаций: ретроспектива и перспектива // Бизнес России. 2015. № 3–4.
  8. Новиков П. Н., Зуев В. М. Опережающее профессиональное образование: Научно-практическое пособие. М.: РГАТиЗ, 2000.
  9.  Какое среднее профессиональное образование нужно России в XXI веке / Под общей ред. д. п. н., к. э. н. В. М. Демина. М.: ИПР СПО, 2003.
  10. Осипова И. В. Реализация инновационной стратегии в программе развития образования // Государственный университет Минфина России. Финансовый журнал. 2012. № 4.

 

 


[1] Председатель Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка, председатель совета Ассоциации – Мурычев А. В., исполнительный вице-президент РСПП, д. э. н. См. сайт Ассоциации участников финансового рынка (www.asprof.ru).

[2] Положение о порядке создания и деятельности комиссии по профессиональным квалификациям утверждено Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (протокол № 7 от 17.12.2014).

[3] Справочник востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования (утвержден приказом Минтруда России от 02.11.2015 № 832).

[4] Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. № 495-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[5] Под актуализацией профстандарта понимается этап его жизненного цикла, предполагающий анализ и обсуждение накопленных замечаний, предложений при использовании профстандарта, принятие решения о необходимости его изменения и внесение изменений.

[6] В Москве прошел Второй Всероссийский форум «Национальная система квалификаций России» / РСПП (http://rspp.ru/news/view/10798).

[7] http://rspp.ru/news/view/10798.

[8] Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов: приказ Минтруда России от 12.04.2013 № 148-н.

[9] Постановление Правительства Российской Федерации от 23 января 2013 г. № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов».

[10] Федеральный закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”».

[11] Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификаций».

[12] Приказ Минтруда России от 19.12.2016 № 758н «Об утверждении примерного положения о Совете по профессиональным квалификациям и Порядка наделения Совета по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности и прекращения этих полномочий».

[13] Приказ Минтруда России от 12.12. 2016 № 726н «Об утверждении положения о разработке наименований квалификаций и требований к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификаий»

 

А. В. Моисеев, А.В.Мурычев, Д. К. Маштакеева, П. Н. Новиков, Совет по профессиональным квалификациям финансовго рынка

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL + ENTER