Комитеты

Комитет по банковскому законодательству

Комитет по залогам и оценке

Комитет по инвестиционным банковским продуктам

Комитет по информационной безопасности

Комитет по ипотечному кредитованию и проектному финансированию (в сфере строительства и ЖКХ)

Комитет по комплаенс-рискам и ПОД/ФТ

Комитет по малому и среднему бизнесу

Комитет по наличному денежному обращению

Комитет по платежным системам

Комитет по рискам

Комитет по финансовым технологиям

Комитет по банкострахованию и взаимодействию со страховыми компаниями

Рабочая группа по изменению законодательства о залоге

Рабочая группа по учету, отчетности и налогам

Рабочая группа по вопросам аутсорсинга и взаимодействия с вендорами и поставщиками услуг и сервисов

Рабочая группа по гарантиям и аккредитивам

Проектная группа "ESG-банкинг"

Проектная группа по вопросам совершенствования правового регулирования взаимоотношений между финансово-кредитными организациями и детьми и подростками

Экспертный центр по цифровым финансовым активам и цифровым валютам

Совет по финансовому регулированию и ДКП

Какой должна быть политика Правительства и ЦБ, чтобы экономика начала устойчивый рост

Аксаков Анатолий Геннадьевич

Аксаков Анатолий Геннадьевич

Председатель комитета Госдумы по финансовому рынку, председатель Совета Ассоциации банков России

Председатель Комитета Госдумы по экономической политике, президент Ассоциации "Россия" Анатолий Аксаков в своей колонке в "Парламентской газете обрисовал, какой должна быть политика Правительства и ЦБ, чтобы экономика начала устойчивый рост. 

Текущая ситуация в нашей экономике вызывает серьёзные опасения не только в связи со стремительным падением инвестиционной активности. Впервые за много лет российский бизнес, всегда динамично и гибко адаптировавшийся к изменению экономических условий, настроен крайне пессимистично.

При этом действия Правительства по противодействию кризисным явлениям в основном сводились к попыткам локализовать потери в том или ином секторе экономики. Разумеется, нельзя отрицать, что реализация разработанных Правительством антикризисных мер позволила в некоторой степени смягчить ситуацию в экономике и социальной сфере в прошлом году.

Однако эти меры, по сути, были направлены на сохранение устаревшей парадигмы пассивного экономического роста, основанной на наращивании сырьевого экспорта. Она исчерпала себя ещё 3-4 года назад, когда при стабильно высоких ценах на нефть сначала снизились темпы экономического роста, а затем началась стагнация экономики.

Для выхода из кризиса необходима новая парадигма экономического развития, которую необходимо выработать общими усилиями.

Выход России из кризиса связан с обновлением и структурной перестройкой экономики на основе нового технологического уклада, который в ближайшие десятилетия будет определять развитие мировой экономики.

Структурная перестройка экономики на основе нового технологического уклада требует кардинального повышения инновационной и инвестиционной активности. При этом огромное значение приобретают стратегическое планирование и долгосрочное прогнозирование развития экономики, правильный выбор приоритетов и наличие механизмов их реализации. Вся экономическая политика должна быть настроена на решение стратегических задач.

Первый шаг к новой экономической парадигме — это повышение нормы инвестиций, которая составляет в России менее 20 процентов (для сравнения: в Японии — более 30 процентов, Китае — более 45 процентов).

Мировой опыт показывает, что в основе экономического прорыва всегда лежат обладающие мультипликативным эффектом инвестиции в сферу производства и современных технологий.

Поэтому следующим шагом должен стать поиск внутренних источников инвестирования. Диверсификация экономики, реиндустриализация и импортозамещение потребуют значительных вложений — речь идёт о триллионах рублей.

Однако объём оборотных средств предприятий в условиях кризиса весьма ограничен, совокупный размер пенсионных и страховых накоплений не превышает 2 триллиона рублей.

Следовательно, пришло время начинать использовать возможности Банка России для поддержки инвестиционных проектов, конечно, очень аккуратно и взвешенно.

Безусловно, политика Центрального банка в условиях кризиса должна быть прежде всего направлена на сохранение стабильности финансовой системы России. Однако при этом не следует забывать и о решении ключевой задачи — изменение структуры и диверсификации нашей экономики.

Для повышения эффективности экономической политики необходимо синхронизировать действия Правительства РФ и ЦБ России.

Выработка стратегии является сегодня ключевым направлением в деятельности Правительства, при этом без средств Банка России реализовать такую стратегию в нынешних условиях невозможно.

И здесь надо задействовать институты развития. Они должны получать средства из Центрального банка либо в виде кредитов, либо за счёт приобретения ЦБ облигаций институтов развития, для того чтобы, в свою очередь, направлять их на финансирование проектов.

Но при этом деньги, выделяемые ЦБ, могут пойти, на мой взгляд, только на проекты, тщательно изученные и отобранные Правительством и экспертным сообществом.

Это позволило бы запустить процесс реализации крупных инфраструктурных и импортозамещающих проектов, что, в свою очередь, могло бы стать локомотивом развития для многих отраслей экономики.

При этом надо понимать, что Банк России может выделять ресурсы только через эффективные институты развития под жесточайшим контролем.

Поэтому считаю необходимым провести масштабную ревизию деятельности институтов развития. За 10 лет на функционирование этих институтов из федерального бюджета в общей сложности было выделено более 4 триллионов рублей. Вместе с тем эффективность работы институтов развития представляется весьма спорной — за 10 лет они так и не смогли обеспечить технологический и инновационный прорыв, тогда как зарубежный опыт показывает, что для этого требуется в среднем 5-7 лет.

В этой связи необходимо приостановить бюджетное финансирование тех институтов развития, у которых расходы на собственное содержание превышают 5-6 процентов среднегодового объёма бюджетного финансирования, а деятельность получила отрицательную оценку по результатам независимой экспертизы.

Для положительно оцененных институтов развития необходимо определить KPI и ориентировать их преимущественно на поддержку высокотехнологичных проектов в производственной сфере.

Кроме того, финансировать перспективные проекты можно с помощью таких современных механизмов финансирования, как проектное финансирование, предоставление синдицированных кредитов, секьюритизацию кредитных портфелей, лизинг и торговое финансирование.

Необходимо развивать проектное финансирование в сегменте среднего бизнеса. Для чего необходимо разработать стандарт проектного финансирования производственных проектов средних предприятий.

В дальнейшем потребуется внесение в законодательство изменений, обеспечивающих возможность привлечения кредитов на этапе строительства и отложенный выпуск проектных облигаций после того, как новое производство начнёт генерировать денежный поток.

Помимо этого, для поддержки промышленности необходимо обеспечить предоставление ей кредитов по ставке не выше уровня ключевой ставки плюс 1 процент, более широко использовать средства Фонда национального благосостояния (на возвратной основе), освободить от налога часть прибыли предприятий, направляемой на инвестиционные цели, и предоставлять целевые кредиты на реализацию инвестпроектов под залог проектных облигаций компаний, что не вызовет раскручивания инфляционной спирали.

Важнейшая задача новой экономической политики — возвращение доверия бизнеса к власти. С этого года начинает действовать трёхлетний мораторий на плановые проверки малого бизнеса. Кроме того, до конца созыва комитет планирует завершить работу над законопроектом о введении «антимонопольных иммунитетов» для малого бизнеса.

Вместе с тем реальный эффект от применения этих мер может оказаться существенно ниже ожидаемого, если в ближайшее время не будет организована системная работа по снижению административного давления на бизнес. Полагаю, что для решения этой многокомпонентной задачи необходимо будет в частности: выявить и устранить избыточные госфункции в сфере регулирования бизнеса, ужесточить ответственность контролирующих чиновников и должностных лиц за нарушение законодательства, повлёкшее возникновение ущерба для предпринимательской деятельности, установить обязательность «предупреждения» в качестве первой меры ответственности по всем делам, за впервые совершённые административные правонарушения в сфере хозяйственной деятельности при отсутствии причинения вреда или его угрозы жизни и здоровью людей, а также при отсутствии имущественного ущерба, распространить действие надзорных каникул на средние предприятия.

К сожалению, в экономической политике государства и экономической науке долгое время монопольно доминировало либеральное направление. Однако сама жизнь показала узость и ограниченность такого подхода и потребовала новых идей для формирования новой экономической политики.

Другие мнения и оценки автора

Нашли ошибку в тексте?

Сообщите нам! Выделите ошибочный фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Ctrl
Enter
Вернуться к списку