О доступности услуг





Значительный рост совокупных доходов и сбережений граждан России требует нового качества управления личными финансами и семейным бюджетом. До сих пор подавляющее большинство граждан России не имеет полноценных возможностей по изучению механизмов управления личными финансами, не получают достаточно образовательной информации, и, как результат, испытывают серьезные затруднения при выборе страховых и ипотечных продуктов, потребительских кредитов, депозитов, имеют поверхностное представление о собственных налоговых обязанностях и пенсионных правах. Без улучшения качества клиентской базы и повышения образовательного уровня граждан России расширение доступности финансовых услуг не способно решить накопившиеся в данной сфере социальные проблемы.

Важный аспект повышения доступности услуг именно для нашей страны связан с продвижением услуг в сельской местности. Более того, различного рода финансовая поддержка образовательных программ, не подкрепленная реальным продвижением финансового рынка в регионы и сельскую местность, дискредитирует идею повышения доступности финансовых услуг. Напомним, что в ноябре 2006 года на заседании президиума Госсовета, посвященном проблемам развития банковской системы, была поднята проблема доступности финансовых услуг населению России. По словам Владимира Путина, более 60 млн. (из 143 млн.) россиян лишены доступа к банковским продуктам.

Построение финансовой системы для всех групп населения включает в себя решение ряда правовых, организационных и технологических задач. Для взаимной увязки всего комплекса задач под руководством Анатолия Аксакова разработан единый документ - Стратегия повышения доступности финансовых услуг. Основной целью стратегии является построение всеохватывающего рынка финансовых услуг доступного как для граждан, которые являются традиционными клиентами кредитных организаций, так и для тех, кто по разным причинам не знаком или не имеет доступа к банковскими услугами. Стратегия содержит перечень необходимых институциональных, организационных и нормативных изменений, подчиненных единой задаче – повышению доступности финансовых услуг на всей территории Российской Федерации.

Согласно проведенным опросам, именно услуг кредитных организаций являются наиболее востребованными населением страны. Около 96% граждан обращаются в банки и отделения почтовой связи за проведением расчетов и переводом денежных средств, более 30% населения имеют банковские вклады, около четверти граждан получали потребительские кредиты (займы).

Отметим, что среди прочих видов финансовых услуг единственной услугой, сравнимой по широте клиентского охвата, является обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (ОСАГО) – это 20% граждан России. В то же время добровольными видами страхования охвачено менее 10% населения России. Еще меньшая доля клиентов пользуется услугами финансовых организаций, действующих на рынке ценных бумаг, эта доля оценивается в 2–3%. Кроме того, уровень развития банковского сектора существенно превышает потенциал, накопленный другими секторами розничного финансового рынка, страховым, фондовым и пенсионным. Кредитные организации, активно расширяющие географическую территорию своего присутствия и социально- демографический круг своих клиентов, острее других поставщиков сталкиваются с проблемой ограниченного доступа населения к финансовым услугам.